Эдуард Изотов «Психология танца. Процессуальный подход.»
Психология танца. Процессуальный подход.
Я приглашаю вас найти и проявить свой Танец Жизни. Танец, проявляющий вас…
Поскольку я практикую латиноамериканские танцы в течение двадцати лет и одновременно практикую терапевтический аспект танца, я хочу поделиться своим опытом. Опытом того, как я достиг связи этих двух форм в танцевально-процессуальном подходе.
1. Что такое танцевально-процессуальный подход
Танцевально-процессуальный подход использует движение для развития социальной и личной жизни человека. Он показан людям всех возрастов и с любыми запросами, касающимися эмоциональной, когнитивной или физической сторон жизни.
Это исследование возможных способов взаимодействия через телесные прикосновения, движения, голос, взгляд, дыхание.
Танцевально-процессуальный тренинг – это не структурная, прописанная заранее, четко прорисованная форма. Это подход, в котором танцующие движутся, руководствуясь собственными импульсами и интуицией. Сознание при этом наблюдает, свидетельствует и осознает телесные процессы и эмоциональные переживания.
Процессуальный танец тесно связан с формами близкого телесного взаимодействия: объятиями, борьбой, сексом. И включает широкий диапазон движений, от неподвижности до сложных атлетических элементов. Такие крайние формы телесного проявления диктуют определенный способ движений в расслабленном или напряженном, наполненном или опустошенном потоке. Что расширяет диапазон переживаний. И тренирует открытость и готовность к ним. Танец и его спонтанность, свободное перемещение тела в пространстве, а также движение самого тела, становятся нерациональными, интуитивными и приводят к непредсказуемым ситуациям и их осознанию.
2. Направления и приоритеты
Основная идея танца - встретиться с постоянно изменяющейся физической реальностью, с ее пространством и энергией. И решается эта задача следующим образом: - фокус внимания танцующих направляется на непрерывное присутствие в теле, на ощущение ими физических и телесных законов, связанных с массой тела и скоростью движения. На развитие рефлексии и осознанности в телесном проживании каждого момента танца.
- процессуальный танец ведет к ощущению гравитации и повышению энергии, что дает ментальное и телесное расслабление, снимает стресс.
- танец является медитацией, которая дарит переживание безопасности и комфорта, ресурса и силы.
- танец сопровождает внутрь, провоцируя эмоции и чувства, рвущиеся на поверхность сознания. Чем глубже ощущаются и переживаются движения, тем более выразительным оно становится, и тем больше ясности, цельности.
- процессуальный танец позволяет накапливать информацию и расширять наше понимание самих себя, исходя из опыта коммуникаций с разными партнерами в танце.
3. Общие психологические аспекты
Использование танцевально-процессуального подхода влечет за собой физическую и психическую интеграцию личности.
Чтобы выражать свои чувства и быть эффективными во взаимоотношениях, танцующие сочетают вербальную и невербальную связь. Это способствует развитию более реалистичного образа себя и возможностей коммуникаций с другими людьми.
Танцующие партнеры откликаются на внешний стимул: движение, прикосновение, взгляд, голос. И обратная связь мгновенна, непосредственна и телесна. В танце, в отличие от жизни, нет ситуаций, когда человек вынужден ждать обратной реакции. Здесь он получает отклик на все движение в ту же минуту, в режиме «здесь и сейчас». И это дает неисчерпаемые возможности поиска различных форм коммуникаций. Это сенситивные взаимоотношения, в которых каждый из партнеров осознает одновременно себя и других, создавая диалог. Через это осознание случается принятие телесности. Танцующие попадают туда, где они еще не были, в новое место, в новую форму. Это приводит к изменениям на физическом, физиологическом, эмоциональном и бессознательном уровнях, к интеграции.
4. Работа с Самостью. «Я двигаюсь» или «меня движет»
«Я двигаюсь» - это чистое знание того, что я лично совершаю движения. Противоположностью этому является внезапный и ошеломительный момент, когда «меня движет». Это момент, когда Эго теряет контроль, перестает выбирать, прекращает напрягаться и требовать, позволяя Самости дать телу двигаться, так как ему хочется. Это момент непреднамеренной капитуляции, которая не может быть объяснена, в точности повторена, найдена или выполнена.
Сущность двигательного опыта - это ощущение «я двигаюсь» и «мной движет». В идеале, оба присутствуют единовременно. Это момент тотального осознавания, того, что я делаю, и что со мной происходит.
5. Прикосновения
В танцевально-процессуальной работе прикосновение используется, как основное средство коммуникации. Большинство людей приходят именно за прикосновением. Это связано с тем, что в нашей культуре существует запрет на прикосновение и телесность. Людям не хватает прикосновений в социальной жизни. Прикосновение является базовой потребностью человека. Мы созданы в союзе двух тел и остаемся связанными с телом матери, пока не перерезана пуповина. И даже после рождения, мы нуждаемся в прикосновении, чтобы выжить. Дети, к которым прикасаются чаще, имеют более высокую способность к выживанию. Дети, которых ласкают и лелеют, вырастают более здоровыми и далее в жизни у них бывает меньше эмоциональных и ментальных проблем.
Прикосновения воздействуют сразу и на тело и на сознание, вызывая те же нейронные, гормональные, мышечные и ментальные изменения, которые в комбинации мы называем эмоциями. «Трогать», «быть тронутым» означает быть эмоционально вовлеченным. Прикосновение оживляет тело и дает ему свободу выбора. Когда меня касаются, я чувствую углубление в мое тело и в мои чувства. Существуют каналы, ведущие от поверхности тела к самому центру моего бытия. Чтобы танец случился, я предлагаю чему-то тронуть меня.
6. Границы
В бальном танце прикосновение необходимо для того, чтобы двигаться вместе. Когда я чувствую прикосновение партнера, я реагирую на него через точку контакта. Это фокусированная работа, в которой задействуются и тело и сознание. Контакт привносит в жизнь переживание присутствия. Я полностью отдаюсь танцу и партнеру, включаю всю свою сущность в момент танца. Мы лучше осознаем себя, осознав границы своего тела. В этом осознании помогает подвижное, живое тело партнера, и это вносит в танец качество удовольствия и творчества.
Прикосновение таит в себе и ценность, и опасность. Когда мы прикасаемся к кому-то, мы прикасаемся к Самости. Мы трогаем не только физическое тело, стоящее перед нами, мы трогаем внешние слои существования, составляющие целостную личность. Мы активируем потоки энергии проявляющейся, как в позитивном, так и в негативном аспекте. Мы разворачиваем процессы, протекающие в бессознательном. Коль скоро человек почувствует, что он не будет предан, и что не имеет значения, как быстро и каким образом он реагирует, тем быстрее возникнет доверие. Доверие позволит принять его любым, таким, как он есть.
7. Доверие между партнерами
Чтобы танец случался необходимо доверие и принятие. Очень важно физическое доверие самому себе, партнеру, пространству. Через доверие и близость можно находиться в настоящем и идти навстречу требованиям каждого конкретного момента.
Уважительное отношение к личному пространству растворяет границы – через чувствование и уважение к ним. Через растворение границ мы пробуждаем нашу природную телесность и её целительский потенциал. Попытка проникнуть глубже, дает понимание и переживание глубины возможностей и это необходимый шаг к самоисследованию и к самоактуализации.
Активная открытость и доверие, предлагают пути к бесконечному многообразию вариантов, способов выражения и творчества. Через безусловное принятие телесности и доверие процессу, одинаково ценными становятся, как исполненные красоты и силы моменты виртуозности, так и неуклюжие неловкие моменты уязвимости.
8. Доверие процессу. Аспект неизвестного
Танец требует чувствительности одновременно в физической и эмоциональной сферах, способности отдаваться настоящему моменту в лучшем смысле этого слова. Зачастую само это слово – отдаваться – воспринимается в изначально негативном контексте. И это скорее принятие решения позволить ситуации проявиться так, как есть. Вообще, признание своей беззащитности, своей уязвимости требует немалого мужества, но удивительным образом в этом содержится огромная сила. Разрешение происходить тому, что происходит, позволение всему проходить сквозь нас, и телесно, и эмоционально, высвобождает энергию направленную на сопротивление, трансформируя сознательное и бессознательное по новому, гармоничному принципу. Неизвестное настораживает людей. Работая с движением и танцем, человек развивает принятие неожиданного, неизвестного, и вносит это в повседневную жизнь. Одно только осознание того, что такая свобода возможна, создает величайшую готовность полностью идти в процесс. Сама работа обусловлена благодарностью и верой в эту возможность. И это грандиозно, поскольку при этом постоянно растет ресурс.
9. Риск
Риск очень индивидуален. То, что является риском для одного, не является риском для другого. Для кого-то большим риском является падение, для кого-то риск – это отдать свой вес, а кому-то само прикосновение другого человека - огромный риск. Когда ты держишь в руках чью-то голову и движешь ею или когда ты позволяешь своему телу двигаться без твоего волевого участия, оно проявляет экстатические переживания, которые мы привыкли интерпретировать, как сексуальные. Это может вызвать необыкновенно сильные чувства и переживания, как негативного, так и позитивного характера.
Осознанность и следование за процессом, сохранение контакта, в изначально заданном мною временном (депривационном, игровом, телесно-двигательном, ролевом, дыхательном и т.п.) формате, провоцируют и выводят на поверхность переживания необычных состояний сознания. Отреагирование и осознание состояний разряжает организующую их энергию и высвобождает целительский потенциал.
И в этом контексте вновь актуализируются аспекты безопасности пространства тренинга или тренировки. Т.к. само движение, голос, мимика могут проявлять теневые аспекты личности. И провоцировать высвобождение подавленных в раннем возрасте травм и переживаний. И доверие партнеру, ощущение поддержки становятся одними из важных аспектов танца.
10. Взаимоотношения
Говорим ли мы о взаимоотношениях квантовых частиц или взаимоотношениями людей, работают по одним и тем же законам. Во взаимоотношениях, с их запутанными связями, разворачивается целый мир. Партнер – часть этого мира, с которой я вступаю во взаимодействие, все время изменяющееся и непредсказуемое. Телесное присутствие партнера создает дополнительный поток внимания, повышающий осознанность и ответственность. И самое главное – танец с партнером всегда продолжается, что бы ни произошло, что бы ни возникло в этом взаимодействии, комфортное или дискомфортное – это тоже часть танца. Танец при этом является «моделью бытия» или моделью отношений. Как и на квантовом уровне связи сохраняются между однажды встретившимися частицами, даже если они находятся на разных концах вселенной. Так и на уровне бытийности, танец восстанавливает и оживляет прерванные связи и активизирует потоки любви. Он обучает искусству непрерывности отношений.
11. Роль тренера
Создавая атмосферу свободы и защищенности одновременно, я остаюсь в роли наблюдателя. Но не того холодного оценщика, который фиксирует каждый шаг танцующих. Нет, я являюсь оберегающей и защищающей фигурой. Хранителем пространства изменений.
Часто случается так, что за эмоциональной разрядкой следует физическое высвобождение, отпускание. И чтобы эмоционально поддерживать, я просто остаюсь присутствующим. Даю ученикам осознание того, что с ним могут происходить разные вещи. И что бы ни всплыло на поверхность, я буду рядом.
В ситуации тренинга или тренировочного процесса мы находимся в равных позициях, мы берем на себя больше ответственности. Я не использую это время для себя, хотя я приношу себя полностью в каждую ситуацию. Я как бы вношу эти партнерские отношения в ситуацию тренинга. Мои ученики находят мою работу исцеляющей, раскрывающей и трансформирующей. Они чувствуют, что здесь они могут быть самими собой и глубже исследовать, что есть это «Я».
12. Танец, как практика
Все законы, работающие в социальной жизни через вербальное и эмоциональное общение, могут быть прожиты в танце напрямую, через тело. А то, что отреагировано и усвоено телом, гораздо быстрее и легче претворяется в жизнь. Здесь быстрее выявляется то, что не работает, что неэффективно. Танец, как модель жизни, позволяет достаточно быстро осознать края, проблемы. Это замечательная возможность – трансформировать их с помощью осознанного намерения и готовности рисковать. И роль движения в такой работе поистине бесценна.
Подобно тому, как в латиноамериканском танце движение с одним партнером заканчивается и переходит в танец со следующим, здесь мы танцуем с эмоциями, ощущениями и переживаниями. Когда они приходят, я предлагаю вам двигаться с этими чувствами и затем отпускать их, с тем чтобы пойти навстречу тому, что еще не случилось, тому, что произойдет впервые. Танец учит нас отпускать бесполезны вещи и открываться новому опыту.
Танец - это практика начинания и завершения. Многие люди достигли большего уровня самопознания и эмоциональной зрелости, практикуя танец.