Телесное отчуждение как феномен культуры. Искажение образа тела как психосоматический симптом
«Научиться прислушиваться к телу - жизненно важно для улучшения здоровья и качества жизни.»
Джон Кабат-Зинн.
Реалии современного мира таковы, что при всем фетишизме телесного в культуре, как то здоровое питание, фитнес, модная одежда, секс и прочее, люди игнорируют, наказывают, ненавидят свое тело, фактически навязывают телу свою власть , диктуют ему определенный образ вместо уважительного партнерства со своим собственным телом . Материальное, материя, мать происходит от латинского mater, неуважение к женскому, материи, телу - это результат процесса, уходящего в глубину времен.
Археологи в своих исследованиях обнаружили следы цивилизации, в которой тело, ум и дух были едины. Историки предполагают существование в Европе еще в каменном веке культуры Великой Богини -Матери, женское тело в которой было предметом поклонения, т.к. являлось источником плодородия и изобилия. В конце 5-го тысячелетия до н.э. это общество было разрушено варварскими племенами и модель партнерства и сотрудничества сменилась на модель завоевания и преобладания. Мудрость женщины, обретаемая через отождествление с телом, землей , богиней-матерью не почиталась, но осмеивалась и отвергалась, - пишет психотерапевт Джудит Дерк. Инстинкты и интуиция были отвергнуты и унижены. В основу нового образа жизни лег мужской принцип - преобладание ума над материей, интеллекта над чувствами, головы над сердцем, человека над природой. Природа, телесное, женское было обесценено и взято под контроль.
Тело стало источником страданий,порока, к нему применялась масса уничижительных сравнений - темница, живая смерть. Такой дуализм просто бессмысленен - невозможно ценить душу и в то же время обесценивать тело, т.к. изоляция телесного ставит его в прямой конфликт со всем остальным Творением. Нет ничего более абсурдного, чем презирать тело и жаждать его воскрешения.
В эпоху механического Просвещения в 1600-х годах такие европейские ученые как Бэкон, Кеплер, и конечно, Декарт усугубили этот раскол до крайней степени. Все, что было невозможным познать с помощью законов механики объявлялось неважным. Для Готфрида Лейбница живые тела и в малейшей своей части представляют собой машины... И наконец Рене Декарт закрепил окончательный раздел человеческой жизни на разум и тело. «Я мыслю, следовательно я существую», тем самым установив примат ума. Человеческие существа предстали как бессмертные души, помещенные в машиноподобные тела , где душа и тело не представляют собой целого.
Индустриальная революция продолжила отчуждение от тела, рассматривая человека как еще один винтик в общем механизме. Культурный прогресс произвел сдвиг от непосредственного переживания чувств к интеллекту. Культура свела на нет ценность непосредственного личного опыта , где роль посредника играет тело. Разговоры о потере смысла - это неотъемлемое качество культуры, отрицающей тело и игнорирующей интегративные аспекты его импульсов.
Нынешний расцвет телесных практик - это стремление научиться жить в плоскости здесь и сейчас, перестать соотносить телесную болезнь с моральной порочностью. Нет неизменного прямого взаимно однозначного соотношения между уровнем духовных достижений и степенью физического здоровья.
В конце 20-го века тело попало на рынок. Полуобнаженное женское тело помогает продавать все, что угодно, человек стал манипулировать органами, частями, клетками своего тела. Пластическая хирургия, косметология, диетология и пр. - все стоит на разделении человека со своим собственным телом , все внушает ему такой какой ты есть - ты неприемлем. Образы, которые человек стремится достичь, иллюзорны, они созданы целой командой специалистов с помощью компьютерных технологий. Люди все больше недовольны собой, своим внешним видом, в результате чего на эту неудовлетворенность тратится больше, чем на образование или на социальные программы. Мы не можем изменить врожденную анатомию и физиологию и делаем все, чтобы соответствовать придуманному идеалу. Визуальные средства информации стали формировать наше чувство реальности и подавлять телесное восприятие. Правильно быть худым - остальное неправильно. Стало обычным оценивать социальную значимость по внешнему виду, так что это превратилось в новый моральный императив. Озабоченность телом превратилась в социальную манию.
Самое первое восприятие своего тела начинается в семье. Клайд Форд, создатель соматосинтеза, называет тело первой классной комнатой. Жан Пиаже утверждает, что первые два года мы мыслим телом, так как еще не владеем речью. Мы проходим сенсорно-моторную стадию обучения, узнавая мир, хватая, встряхивая, падая, пробуя на вкус - все с помощью тела. То, чему мы научимся в этот момент, ложится в основание последующей эмоциональной жизни. Если наши нужды не удовлетворялись, мы закрылись для них, если с нами плохо обращались, мы научились плохо обращаться с собой. Из того, что мы видим и слышим, мы научаемся эффективным или деструктивным способам пребывания в своем теле.
Если нас побуждают что-либо делать до того, как мы к этому готовы, то могут развиться мышечные зажимы, влияющие на движения и искривляющие осанку, если ребенка заставляют следовать жесткому распорядку, то его учат , что нет внутреннего ритма, которому можно следовать. Мы теряем чувство гармонии с собой и со своей средой. Мы начинаем ошибаться и сомневаться в способности мыслить телом и перестаем верить ему.
Многие в детстве научились прерывать свои чувства и движения, научились сдерживать страх и ужас, злость и ярость, зажимая мышцы, удерживаясь от плача и крика, чтобы не потерять контакта с родителем. Когда мы перестаем слушать свое тело, мы постепенно забываем как слушать. Сколь многие из нас с постоянно сжатыми челюстями, головной болью, язвой ,астмой или болью в спине, только потому что научились сдерживать свои чувства. Обретаем ли мы уверенность в себе, теряя физическое присутствие при анорексии или булимии ? Если мы игнорируем что-то в себе, как бы забывая, отключая свои ощущения, не слыша, что говорит тело, можно ли верить, что это просто уйдет ? Забывая свои чувства, мы принимаем то, как видят нас другие. Мы закрепляем этот образ, чтобы соответствовать ему все больше.
Вспомните телесные отношения со своими родителями. Насколько тяжело или легко вам прикоснуться, обнять, дотронуться до волос, рук матери или отца. У многих этот опыт очень мал или его нет вовсе. Как же мы сами выходим из положения со своими детьми, если в нас нет своего опыта, опыта нашего тела.
Поддержание постоянной позы, поддерживаемое нашей культурой - это система образования за партой, сидение смирно с необходимостью блокировать все сигналы идущие от тела, известный со школы эффект аквариума, движение по кругу, все это приводит к негибкости суставов, сутулости и пр.
Прикосновение, движение, телесное осознавание - вот инструменты обучения, - пишет Клайв Форд. Телесные техники дают нам их в распоряжение.
Мы не рождаемся с эго, как утверждает психология развития. В начале жизни мы не сознаем себя отдельно от мира ил мир отдельно от себя. Поскольку границы тела выделяют нас из окружения, наше первое отождествление = это отождествление с телом. Это Я - соматическое, вещественное - Я тела. Именно через тело мы узнаем, кто мы такие - когда физически ощущаем его и видим. Образ Я связан с тем, как тело ориентируется в пространстве и времени, с контурами тела, кинестетическими ощущениями и визуальным восприятием. Однако образ это не только это. В него входят психические, исторические аспекты - что мы чувствуем, думаем о своей внешности и то, как сформировал нас предыдущий опыт, болезненный и приятный, с похвалой или осуждением. В восприятие тела входит все - физические ощущения, идеи, эмоции , проекции, указания и ожидания. Каждый из нас поступает в соответствии с этим образом Я. Мы отождествляем себя с этим образом, даже если он не совпадает с тем, что реально представляет собой физическое тело. Если мы усвоили, что тело - это что-то стыдное и плохое, у нас не будет опыта прикосновения к себе, необходимого для составления простой карты тела. Некоторые части будут отсутствовать, другие части ощущаться неотчетливо или искаженно. В свою очередь негативный или неполный образ тела может иметь серьезные последствия - депрессия, переедание или недоедание, низкая самооценка, страхи, подавленная сексуальность.
Мы формируем образ Я не через физиологию и перцепцию, как следовало бы, а собираем через различные социальные фильтры, от семьи, сообщества, государства. Мы собираем этот образ из того, что от нас требуют и ожидают в процессе становления. Опираясь на представления других людей, мы скорее придумываем, чем осознаем образ Я или образ тела. И в образе тела возникают провалы, искажения и неясности из-за неправильного обращения с телом или не использовании его.
Например, тревоги на сексуальной почве могут затемнить восприятие гениталий или совсем устранить их из картины тела.Чтобы изменить образ Я, созданный в процессе взросления, надо по-другому почувствовать себяв теле. Надо узнать себя через прикосновение к себе и прикосновения других. Мы должны проживать свои чувства и свои ощущения. Когда меняется тело , меняется и его образ. Он приходит из глубины, а не из головы, не от волевого усилия или рассуждений. Нечеткость сменяется ясностью. Искажения исправляются. Низкая самооценка превращается в уверенность в себе. Работа ведет вас к тому, что вы становитесь тем, кто вы есть в своем теле. Как сказал мифолог Джозеф Кэмпбелл : «Ценность этой жизни в том, чтобы тем, кто ты есть, а не подражать другим»