Интегральная (интегративная) психология, интегральный тренинг
В Книге «Веданта - религия будущего» Вивекананда рассказывает притчу об Учителе, который предлагает ученику, увлекающемуся чтением сакральной литературы, выжать книгу о дождях и получить, таким образом, влагу дождевых капель. Смысл и сверхзадача интегральной психологии - не пересказ повествований об интегральном знании и даже не передача его живительных капель, но открытие его источника в каждом обучающемся.
Введение
текст составлен по материалам Г. БревдеК моменту возникновения трансперсональной школы (середина 70х годов ХХ века) в психологии и психотерапии эффективно применялись мастерски разработанные методы, техники, инструменты. Однако, объектом изучения и воздействия этих методов и инструментов все более и более становилась не личность как таковая, а та или иная (зачастую, квантифицированная) её модель. В основном же, работа исследователей и практиков была направлена на обособленный - в их представлениях, но отнюдь не в реальной жизни - конструкт или процесс психики.
За рамки этой работы были вынесены базовые, априорные (изначально, еще до рождения человека присутствующие в психике) фигуры и процессы коллективного бессознательного. Без внимания оставались также глубинные смыслы социального контекста, обуславливающие социальную значимость и возможность творческой самореализации личности. Для среднего обывателя западной цивилизации - в том числе, и психолога - шокирующим было откровение о том, что нечто, воспринимаемое им как свое Я - не только «отнюдь не вся психика» (Юнг) - но и «отнюдь не Я». Революционные открытия психоанализа и аналитической психологии о доминировании бессознательного в психической деятельности становились предметом лукавых мудрствований и квазинаучных рефлексий, но отнюдь не принципами работы учёных и практиков.
Базальный внутренний конфликт - разрыв между сознанием и бессознательным - стал распространенным, если не тотальным, явлением. Это явление с трудом распознавалось и неохотно признавалось, однако его последствия (неврозы, депрессии, экзистенциальные фрустрации, алкоголизм, наркомания, патологический квазимистический опыт, хипизм, участие в псевдорелигиозных сообществах) с неистовством духовной чумы обрушились на демонстративно благополучный мир прагматических стратегий и здравого смысла.
Распространенность базального конфликта и необходимость противодействовать его последствиям привели к тому, что учеными и специалистами психологии, философии, социологии и медицины были поставлены задачи - вернее, ученые и специалисты оказались поставленными перед упомянутыми задачами - не только разработка, но и верная формулировка которых предусматривала смещение внимания к недоступным сознанию или закрытым от него регионам психики.
Таким образом, объектом пост-аналитической психологии становится даже не личность - совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий - а индивид - «обособленное, нечленимое единство, некая целостность, включающая как незримую область бессознательного, так и сознание» (Юнг). Психологи приходят к пониманию того, что даже глубинные, неосознаваемые причины отдельных симптомов, проблем, травматических переживаний - только указывают на сбой в системе психики, свидетельствуют о нарушении целостности индивида, что только целостный подход открывает успешные пути достижения психического здоровья. Поиск этих путей, ведущих человека к целостности – единству с миром и самим собой - символ веры, начертанный на знаменах аналитической, гуманистической и трансперсональной психологии.
Понятия «цель» («телос», греч.) и «целое» («телеиос», греч.) этимологически связаны. Достижение цели одновременно означает и завершение действия, восхождение к полноте, совершенству, красоте. Цель достигается тогда, когда оказывается построенным совершенное, симметричное, прекрасное целое. Согласно представлениям аналитической, гуманистической и трансперсональной психологии, личность - форма проявления, неотъемлемая автономная часть мирового единства.
Конфликтные напряжения между фрагментами и уровнями организации личности, между человеком и его экзистенциальным контекстом, средой жизнедеятельности - свидетельствуют о том, что данный индивидуум не целостен (не собран, не целеустремлен, не гармоничен), что его намерения и стратегии не целостны (не соотнесены со структурами и процессами мира как целого). На устранение этих напряжений, восстановление целостности личности и интеграцию ее в мировое единство направлены теоретические поиски и практические усилия научно-практической концепции, получившей название «интегральная психология».
Предпосылки возникновеия интегральной психологии
Словосочетанием “Integral Psychology” (в переводе – «психология целостности») Кен Уилбер назвал используемую им в исследованиях и терапии систему, обобщающую «наиболее глубокие открытия и озарения из различных до-современных, современных и пост-современных источников». В русский язык это словосочетание перешло не переводом, а транслитерацией. Таким образом, в среде профессиональных психологов и психотерапевтов терминологической нормой и хорошим тоном стало то, что среди музыкантов может быть предметом осмеяния (в консерваторских кругах распространена, к примеру, шутка: раз де дюх = pas de deux из балета «Лебединое озеро»). Этот и подобный ему языковые казусы позиционируют обозначаемое как нечто «фирменное», изготовленное или используемое на Западе. Называние «интегральной психологией» совокупности теоретической базы и методологии практики может также указывать на преемственность или вторичность по отношению к Уилберу. Тем не менее, термины «интегральная психология», «интегральный коучинг», «интегральное развитие личности» получили столь широкое распространение в профессиональных и околопрофессиональных кругах, что вполне резонная попытка заменить их русским эквивалентом не имела бы ни смысла, ни конструктивных последствий.
По определению Уилбера, целостный (integral) подход в психологии, терапии и тренинге:
- объединяет персональное и трансперсональное
- объединяет индивидуальное и социальное
- объединяет линии развития личности
- объединяет теорию и практику
- объединяет различные теории данной области знания
- объединяет внутреннее и внешнее
- признаёт первичность целостности перед иерархией
- объединяет четыре квадранта Великого Гнезда Бытия
- объединяет степени и состояния нашего существования
- объединяет пустоту и форму
- объединяет бытие и становление
- объединяет также всё вышеперечисленное1
Это определение соответствует не только Integral Psychology Уилбера, но и многим научно-практическим и вненаучным системам, в том числе, «интегративной психологии» В. Козлова и его последователей.
Сам Уилбер неоднократно писал, что его «Integral Psychology» - лишь одна из разновидностей психологии целостности.
Следует также отметить, что ни английский оригинал (Integral Psychology), ни его эквивалент или транслитерация, в отличие от Holotropic Breathwork, не являются и по правилам патентования не могут быть зарегистрированы как объект интеллектуальной собственности (товарный знак). Вопрос о правообладании этим объектом не может быть поставлен ни в юридической, ни в этической плоскости.
Интегральная (интегративная) психология
Трансперсональная психология фокусирует внимание на глубинных областях психики, процессах развития личности и динамики сознания, философски переосмысляет и научно обосновывает представления, опыт и психотехнологии мировых духовных традиций. Объект исследования и практики трансперсональной психологии - творческий, самосовершенствующийся, стремящийся к полной и адекватной реализации своих возможностей, человек.
Интегральная (интегративная) психология - обобщение в широком понятийном и методологическом контексте, закономерное развитие трансперсональных подходов, принципов, идей, разработок.
Различие в названиях интегрального - интегративного направления обусловлены даже не восприятием и отображением разных ракурсов единого созерцаемого, но различием манер и интенций созерцания, профессиональными предпочтениями называющего. Интегральный - обладающий единством, признающий целостность основополагающим принципом деятельности. Интегративный - синтезирующий, ведущий к целостности.
Мировоззренческим оком интегральной психологии является принцип единства, согласно которому и психика, и физический мир, и их совокупность - сложные, открытые, многоуровневые, самоорганизующиеся системы, - части, которые имеют смысл только в их отношении к целому.
Любая интегральная психотехника, в основе которой - принцип единства, является, или в ходе своего развития и усовершенствования с необходимостью становится интегративной. С другой стороны, эффективность интегративного метода или подхода определяется его интегральностью.
Интегральная (интегративная) психология - система опирающихся на принцип единства теорий, концепций, моделей, методов, умений и навыков, которые ведут человека к целостности - единству с миром и самим собой, меньшей конфликтности, раздробленности сознания, переживаний, поведения, и, как следствие, к гармоничной полноценной жизни и успешной самореализации.
Понимание структуры, аспектов, паттернов, свойств и процессов этой целостности, путей и способов ее достижения (индивидуации), умение успешно действовать в ее контексте - концептуальное ядро и необходимое условие работы интегрального психолога, вне зависимости от того, в какой области теории или практики он специализируется.
По сути дела, интегральная психология - методологическая основа построения и применения технологий работы с людьми (консультирование, тренинги, групповые дискуссии, дыхательные, арт-терапевтические, телесно-ориентированные техники).
Практические методы интегральной психологии и программ интегрального тренинга включают в себя широкий спектр разнообразных по принципам и подходам, но дополнительных по сути своей, техник.
В фокусе принципов, подходов и техник интегральной психологии:
- личность как таковая, а не отдельные ее свойства, процессы, проблемы;
- осуществление комплексного и всестороннего воздействия на человека (тело, сознание, бессознательная психика);
- использование скрытого личностного ресурсного потенциала;
- не только достижение целостности индивида, но и реорганизация его экзистенциального контекста, обеспечивающая полную и адекватную реализацию личности в социуме.
Применяя эти методы и техники, специалист по интегральной психологии не упускает из виду, что любая теория, концепция, терапевтический миф, направление, форма психокоррекции, учение, идея, житейское суждение - при кажущейся зачастую их полноте и универсальности, являются справедливыми лишь отчасти, что сценарий каждого интегративного процесса уникален. Интегральные психотехники не могут быть формализованы, растиражированы. Использование методов интегральной психологии - это, прежде всего, их творческая разработка - а, зачастую и вдохновенная импровизация - для каждого конкретного случая.
Интегральный тренинг
Интегральное знание или, иными словами, целостное мировоззрение – не совокупность сведений и навыков, не свод правил, но философская и психологическая интенция, имеющая практическое применение, стиль профессионального мышления, знание особого рода, образ жизни.
Получение этого интегрального знания, изменение образа жизни возможно в процессе, состоящем из трех необходимых компонент:
- опыт целостности (его переживание, осмысление и интеграция);
- достижение внутриличностного единства (индивидуация, самопознание);
- практика интегративной деятельности в социуме.
Требование к интегральным тренинговым программам, реализующим этот процесс, не могут не быть высокими. Эти программы должны быть программами «нового поколения» или нового уровня подготовки специалистов любых профессий, а также личностей, имеющих возможность или столкнувшихся с необходимостью приступить к поискам самих себя.
Краеугольный камень этих программ - комплексный, системный, целостный подход. Интегральные программы должны также сочетать высокий профессиональный уровень представления и легкость освоения материала.
Еще одно, немаловажное требование к интегральному тренингу - восхождение от обыденности к высшим ценностям и глубинным смыслам, поиск и понимание места этих ценностей и смыслов в экзистенциальном контексте.
Программы интегральных тренингов подготавливают и настраивают главный (может быть, единственный) инструмент успешной жизнедеятельности - личность, которая должна быть, во-первых, целостной, а во-вторых, способной не только справляться с венчурными, инновационными задачами, но и находить яркие, интересные, нетривиальные решения обыденных.
Без подготовки этого инструмента овладение любыми навыками, методами и приемами будет малоэффективным. Здесь вполне уместно вспомнить рассуждение Поля Феерабенда об «антиметодологии» как основе прогресса или высказывание великого Гераклита: «многознание уму не научает». В интегральных тренинговых программах даже освоение теоретической базы предусмотрено не в форме сообщения и заучивания необходимых сведений, а в форме самостоятельной творческой работы с материалом.
Специалист, прошедший интегральный тренинг и освоивший его материал способен не только взяться за сложные задачи организационной и производственной деятельности, но и предложить более высокий, даже по сравнению с системным - целостный - уровень их решения. Такой специалист, независимо от профессии и рода занятий - становится эксклюзивным, востребованным, высокооплачиваемым.
1С сайта «Integral Institute». На русском языке публикуется впервые.